post

Развитие дошкольников – «лишение детства» или увлекательная игра?

BTgKEBAecРаботая в детском клубе, можно встретить родителей с самыми разными взглядами, в том числе и на обучение малышей. Помню маму годовалого малыша, которая интересовалась, будем ли мы с ним заниматься по… слоговым таблицам. А также маму четырёхлетки, которая отнюдь не спешила учить сына буквам, полагая, что «ещё успеет».
В последнее время всё больше голосов раздаётся о вреде раннего обучения, интеллектуализации детей в ущерб играм, творчеству и нужным в быту вещам (например, умению одеваться, обуваться, складывать свои вещи). Скажем, в Вальдорфской системе обучения дети до 7 лет вообще «не касаются» букв, цифр, ни в коем случае не пишут ни карандашом, ни ручкой (только специальными мелками), зато прекрасно рисуют красками, лепят из воска, много танцуют и поют.
А в системе Монтессори наоборот, акцент ставится на развитие логического и аналитического мышления (путём экспериментов), происходит также и обучение счёту, чтению, письму.
И школьная программа усложняется – зачастую при приёме в первый класс ребёнка буквально тестируют на способность читать, решать задачки, выполнять звуковой анализ слов и даже говорить по-английски.

Где же золотая середина? И как воспитать дошкольника, чтобы «не лишить его детства» и в то же время обеспечить ему необходимые знания?
На мой взгляд, развитие не должно быть «ранним» или совсем уж поздним, лучше, чтобы оно было гармоничным. Многое зависит от темперамента и особенностей ребёнка. Рискну дать некоторые общие рекомендации:

– буквам начинаем учить примерно с 3-х лет, переходим к слогам около 4-х, ближе к 5-6 годам учимся полноценно читать;
– также после 3-х лет можно показывать цифры (не требуя от ребёнка их немедленного запоминания);
учить устному счёту (один, два, три, …) можно уже с полутора-двух лет в игре и в быту.

school-clip-art-55903При этом всё обучение происходит очень ненавязчиво и недолго по времени. Скажем, в три года вполне достаточно всего 5-10 минут в день поиграть с ребёнком в интересную игру с цифрами. И всё: остальное время малыш занят прогулкой, сказками, творчеством.
Для созревания мозга важна мелкая моторика рук. Ведь все мы хотим, чтобы наши дети были сообразительными, а за кисть отвечает целых 20% мозга.
Писать печатные буквы и тем более цифры детям, как правило, сложно и кисть руки не совсем готова к этому. Поэтому лет с 4-х мы с ребенком рисуем крупные знаки удобными толстыми мелками, карандашами, а уже после 5-ти лет можно совершать кистью руки более тонкие движения в рабочих тетрадях, столь сейчас популярных.
Помним, что письмо и рисование – не единственное средство для развития мелкой моторики. Прекрасно с этой задачей справляется лепка, вырезание (про которое многие забывают), застёгивание ребёнком своих собственных пуговичек и молний на курточке. Хороши игры с конструкторами, нанизывание бус (какой же малыш не захочет сделать бусы для мамы?) Приветствуется любая помощь маме в кухонных делах.
В раннем и младшем возрасте человечку важно не просто увидеть нарисованные в книжке значки, а ощупать, повертеть в руках, даже понюхать и лизнуть. Очень хорошо, если у вас дома будут кроме обучающих книжек ещё и объёмные буковки, циферки, пластмассовые или деревянные геометрические фигуры. С таким материалом можно играть во множество игр (об играх более подробно будет в отдельной статье).

Конечно же, нужно учитывать, что:

– для дошкольника ведущая деятельность – это игра и весь материал должен подаваться в игровой, сказочной форме;
– знания, усвоенные без увлечения и через силу, быстро забудутся;
– все дети разные. Если в три-четыре года ваш дошколёнок наотрез откажется чем-либо «заниматься», не заставляйте. Скорее всего, чуть позже у него появится интерес, и он очень быстро всему научится.

Живите вместе с ребёнком. Обсуждайте с ним самые разные вопросы, ходите в гости, берите его с собой в магазины, на выставки и в путешествия. Пусть у ребёнка каждый день будет свободное время, когда он может делать что угодно. И в то же время постепенно знакомьте его с новыми знаниями, с миром знаков и информации, в котором мы все сейчас живём. Тогда его развитие будет действительно гармоничным.

a_dok