post

Пять простых и интересных обучающих игр

make-learning-easy-for-kids-with-shoppingКогда дошкольник подрастает, родители начинают всерьёз задумываться о его подготовке к школе, и вообще об обучении и развитии. Многие мамы и папы, стараясь «позаниматься» с ребёнком, покупают всевозможные буквари, прописи, рабочие тетради. Но такие занятия требуют от дошколёнка немалой усидчивости и концентрации внимания, которых не всегда хватает. И сама работа в подобных пособиях не совсем естественна для малыша, ведь до 7 лет ведущей деятельностью является игра, а не учение как таковое.

Как же быть? Совсем не заниматься по тетрадкам? Заниматься можно, но пока Ваш сын или дочь не пошли в школу, это должно быть лишь дополнением к игре – не длинным и необременительным.

Обучение ребёнка новому может и должно происходить, но лучше его проводить в игре. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию несколько универсальных игр, которые помогут дошкольнику лучше запомнить ту или иную информацию, разовьют внимание, мышление, речь. Эти игры я предлагаю детям на занятиях, и они практически всегда пользуются успехом.

kids-role-play-game-supermarket1. «Магазин»

Эта игра может принимать самые различные формы – «продавать и покупать» можно овощи и фрукты, картинки, пластмассовые буковки или циферки, геометрические фигуры – в зависимости от того, с чем Вы хотите познакомить ребёнка. Если Ваш пяти-шестилетка уже учится читать слова, можно написать на карточках названия, например, разных продуктов, и продавать их. В роли «денег» могут быть настоящие монетки (у всех нас накапливается в кошельках много мелочи), а могут быть бусины, пуговицы, красивые камушки. Меняйтесь с ребёнком ролями – будьте то покупателем, то продавцом. Когда детей несколько, это ещё веселее. Трёх-четырёхлеткам интересно, когда к ним в «магазин» приходят по очереди игрушечные звери или куклы.

2. «Чей хвост?»

Это условное название игры. Показывать ребёнку можно не только хвост, а и любую небольшую деталь изображения, закрыв всё остальное. Малыш должен угадать, кто же спрятался на картинке. Так можно угадывать (и заодно повторять и запоминать) животных, транспорт, деревья, цветы…А также и буквы с цифрами. Лучше всего показывать ребёнку самую маленькую и нехарактерную деталь изображения, например, если это павлин, то показать не хвост, а клюв. Если малышу трудно угадать, то постепенно можно всё больше приоткрывать картинку. Для этой игры удобно использовать тематические картинки (природа, животные, техника) – сейчас их легко купить в любом детском книжном отделе.

3. «Что мы видели?»

Для этой игры подойдёт красочная книга с большим количеством рисунков на каждой странице. Это может быть энциклопедия про животных, рыб, птиц, или познавательный журнал. Сначала мы внимательно рассматриваем с ребёнком все изображения, вместе их называем. А затем закрываем книгу и предлагаем вспомнить всё, что мы только что видели. Для большего интереса можно за каждый правильный ответ давать малышу по одной «фишке» (это может быть, опять же, монетка, бусинка, карточка), а в конце игры подсчитать фишки.

4. «Весёлый счёт»

Эта игра поможет дошкольнику запомнить цифры, научит соотносить понятия «цифра» и «количество». Нужно сложить на стол карточки, на каждой из которых написано по одной цифре, изображением вниз. По очереди с ребёнком берём карточку, называем написанную на ней цифру, и выполняем какое-либо действие столько же раз. Действия могут быть различными: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, покружиться, и даже мяукнуть или прокукарекать. Например, вытянули цифру 3 – подпрыгиваем три раза. Так ребёнок «прочувствует» математические понятия в движении, собственным телом, а не просто увидит значки в рабочей тетради.

magic-bag5. И классический «Волшебный мешочек»

Всё, что нужно для этой игры – это, собственно, сам мешочек, а различных предметов дома всегда много. Можно, конечно, использовать и полиэтиленовый пакет, но приятнее и красивее мешочек из ткани.

Суть игры в том, что в мешок складываются разные предметы, а игроки по очереди засовывают туда руку, берут один предмет и наощупь угадывают, что это, и только затем вынимают его.

Предметы могут быть подобраны как тематические (овощи, фрукты, буквы, фигуры), так и вразнобой.

Сейчас можно купить даже готовые наборы в «волшебном мешочке», в которых фигурки сделаны из дерева, и каждая в двух экземплярах. Тогда игру можно усложнить – просить детей найти вынутой фигурке пару. На занятиях я использовала такой набор, и он очень нравился малышам.

К любой из описанных игр можно подходить творчески, изменяя правила игры и материалы так, как нравится Вам и ребёнку.

В каком возрасте можно играть? В целом – приблизительно с трёх лет, хотя большинство предложенных игр более интересны будут дошкольнику 4-6 лет («Весёлый счёт», «Что мы видели?», «Магазин»). А вот «Волшебный мешочек» интересен даже двухлеткам, правда, чаще они не угадывают предмет, а стараются побыстрее его вынуть из мешка и увидеть собственными глазами!

Пусть Ваш дошкольник поменьше воспринимает обучение как сложную и тяжёлую обязанность, и почаще – как увлекательную игру!